Регулярно публикуем полезные материалы по финансам. Подпишитесь, чтобы не пропустить.
Мы — профессиональные финансисты с опытом работы в «большой четверке», Евросети и ВТБ. Помогаем среднему и малому бизнесу наладить контроль финансов и эффективно решать любые финансовые проблемы.

Блог

6 заметок с тегом

#учет

Где найти хорошего бухгалтера?

Друзья, предлагаю сегодня поговорить о человеке, от работы которого зависит спокойный сон любого предпринимателя. Я о бухгалтере. Кстати, бухгалтера часто путают с финансистом, хотя функции этих специалистов в компании совсем разные. Если коротко, финансист — про анализ и прогноз реального финансового положения бизнеса, а бухгалтер — про документооборот, правильный расчет налогов и своевременную сдачу официальной отчетности. Халатность или непрофессионализм бухгалтера могут обернуться большими проблемами для бизнеса, вплоть до уголовного преследования его владельца.

Кому же доверить такой ответственный участок работы? Вариантов несколько, кратко расскажу о каждом:

1) Вести бухгалтерию самому через такие сервисы как «Мое дело» или «Контур». На мой взгляд, больше всего подходит для микробизнеса и самозанятых ИП-фрилансеров на упрощенной системе налогообложения. Плюсы — бюджетность и простота. Для того, чтобы самостоятельно подготовить отчетность и вовремя платить налоги и взносы, не нужно специальных знаний. Минусы — трата собственного времени и вероятность ошибок.

2) Нанять бухгалтера в штат. Плюсы — специалист всегда «под рукой» и есть с кого спросить. Минусы — дополнительные расходы на «содержание» сотрудника (зарплатные налоги, больничные, отпускные), а самое главное — опасность нанять недостаточно квалифицированного специалиста. Бухгалтер бухгалтеру рознь, и в этой профессии очень важно следить за изменениями в законодательстве, судебной практикой и вообще иметь широкий профессиональный кругозор. По опыту своих клиентов знаю, что найти такого сотрудника, да еще по приемлемой «цене» очень сложно. А в случае каких-то проблем штатного бухгалтера очень сложно привлечь к ответственности, даже если по его вине компания «попадает» на огромные штрафы.

3) Отдать ведение бухгалтерии на аутсорс. Здесь есть два пути — найти фрилансера или подписать договор со специализированной компанией. Первый — категорически не рекомендую, риск быть брошенным в самый неподходящий момент слишком высок. Даже если вы работаете по рекомендации с проверенным человеком, — все мы люди, и случиться может все что угодно. Что касается бухгалтерской компании — это как раз тот вариант, который я чаще всего советую начинающему и малому бизнесу. Главный плюс — по договору аутсорсер несет перед вами МАТЕРИАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за свои ошибки. То есть случае доначисления штрафов по ее вине, компания-аутсорсер будет обязана уплатить их за вас. Еще один большой плюс — экономия на зарплатных налогах (по сравнению с наймом специалиста в штат или по договору подряда с исполнителем-одиночкой). Однако, выбирая бухгалтерскую компанию, нужно быть внимательным и выбирать тех, которые работают не по принципу конвейера, а ориентированы на персональный подход к каждому клиенту.

А как вы справляетесь с ведением бухгалтерии в своем бизнесе? Если вопрос поиска грамотного бухгалтера для вас актуален — пишите, с удовольствием поделимся контактами проверенных фирм. Успехов в бизнесе и порядка в документах!

2017   #бизнесу   #налоги   #обеление   #учет

Семинар по финмоделированию для предпринимателей

Финансовая модель — это дорожная карта развития вашего бизнеса. Она поможет спрогнозировать доходы и расходы, рассчитать точку безубыточности, сравнить сценарии, поставить конкретные финансовые цели. Предлагаем разобраться вместе с нашим экспертом. как с помощью финмодели разложить свой бизнес по полочкам и увеличить прибыль.

Программа семинара:
1) Финансовая модель для нового проекта и существующего бизнеса
2) Основные принципы создания финмодели
3) Пошаговое построение финмодели
4) Как финансовая модель помогает увеличить прибыль
5) Сценарии развития: тестируем управленческие решения без потери денег
6) Финмодель для себя и для инвестора — в чем отличия?
7) Типичные ошибки при создании финмодели

Все участники семинара получат шаблон финансовой модели и инструкцию по работе с ним.

Семинар ведет Наталья Джораева, эксперт по финансовому моделированию и финансовому анализу, руководитель компании Финэксперт, опыт работы в финансах — 12 лет (в том числе на руководящих позициях в штаб-квартире Евросети и АФК Система).

Семинар пройдет в одном из коворкингов ГБУ «Малый бизнес Москвы». Чтобы попасть на мероприятие, нужно зарегистрироваться здесь: http://events.mbm.ru/events/3748/

Как посчитать доходность бизнеса?

Предлагаем разобрать один из главных вопросов собственника — «Какова доходность моего бизнеса?».

Начнем с того, что предприниматели часто путают понятие «прибыль» и «остаток денег на счете». Нужно уяснить абсолютно четко — деньги на счете вашей компании совсем не обязательно ваши. И путаница в этом вопросе чревата кассовыми разрывами, а в особо тяжелых случаях — даже банкротством. Представьте ситуацию: ваш интернет-магазин получил заказ на партию футболок и 100%-ю предоплату — 10 тысяч рублей. Вы продаете с хорошей наценкой — и размещаете заказ на общую сумму 5 тысяч рублей у поставщика, с которым у вас еще и договоренность о 50%-й рассрочке. И платите ему 2,5 тысячи рублей аванса. На вашем счете остается 7,5 тысяч рублей, которые вы на радостях на что-то тратите. Но новых заказов пока нет, а поставщик внезапно вернул деньги за заказ — какие-то проблемы на производстве. И вот у вас на руках только 2,5 тысячи рублей, а клиент ругается и требует вернуть ему его 10 тысяч. На маленьких суммах звучит не очень страшно, но в реальной жизни такая ситуация может погубить бизнес.

Разберемся. Ваша прибыль по этой сделке составит 5 тысяч рублей, т. е. цена продажи (10 тысяч) минус цена закупки (5 тысяч). Однако вашими эти деньги станут только после того, как клиент примет товар. До тех пор 10 тысяч предоплаты — это ваш долг перед клиентом. А 2,5 тысячи, уплаченные поставщику, — его долг перед вами, до тех пор, пока он не пришлет вам футболки. Как только прислал — доплачиваете ему 2,5 тысячи и можете смело тратить остаток. В этом и есть принципиальная разница между текущим остатком денег на вашем счете в 7,5 тысяч рублей и вашей ПРИБЫЛЬЮ в 5 тысяч рублей, которую вы получите в свое полное распоряжение только после того, как исполните обязательства перед поставщиком и клиентом.

Теперь, собственно, о доходности бизнеса. Допустим, вы вложили 10 тысяч собственных рублей в создание интернет-магазина футболок и еще 10 — в его продвижение. Ваша прибыль по итогу составила 5 тысяч рублей. Как посчитать отдачу на ваши вложения? Нужно взять прибыль и разделить ее на общую сумму ваших инвестиций — 20 тысяч рублей. Получаем 25% — достойный результат, особенно если сравнить его с доходностью, например, по банковскому депозиту — 7-8% годовых. А вот если бы прибыль была ниже, например, не 5, а 1 тысяча рублей, результат был бы печальным — всего 5% доходности, выгоднее отнести деньги в банк и не дергаться.

Это был очень простой пример из трех цифр. На практике, когда бизнес работает продолжительное время с множеством клиентов и поставщиков, с разными условиями оплаты, для контроля и оценки обязательно понадобится управленческая отчетность. О ней расскажем в следующий раз, не переключайтесь!

Распространенные финансовые ошибки в бизнесе

1) Судить о результатах работы компании по остатку денег на счете. Деньги на счете — это не прибыль. Простой пример: вы можете работать в убыток, но при этом оставаться в плюсе по деньгам. До тех пор, пока не придется оплачивать накопившиеся счета.

2) Бесплатно кредитовать клиентов. Каждый раз, когда вы соглашаетесь на отсрочку оплаты — вы помогаете клиенту стать немного богаче за ваш счет. А если еще и даете скидку — перевес точно не на вашей стороне. Помните об этом и старайтесь по возможности «зашивать» стоимость отсрочки в цену договора. Обязательно контролируйте оплату, а еще лучше — поставьте клиентскому отделу KPI на снижение просроченной задолженности клиентов.

3) Переплачивать за ненужные кредиты. Кредиты для бизнеса хороши, когда компания оформляет их заранее, на выгодных для себя условиях, а не в последний момент, когда нечем платить по счетам. Срочный кредит — всегда дорогой, и компании, которые прибегают к нему, часто платят за свою беспечность и плохую финансовую дисциплину. Планируйте денежные потоки, ведите бюджет и платежный календарь, формируйте резерв на непредвиденные расходы, чтобы чувствовать себя увереннее и не платить лишнего.

4) «Замыливать» убыточные направления бизнеса. Регулярно анализируйте вклад отдельных товарных групп / торговых точек / направлений бизнеса в общую прибыль компании. Это позволит вам «отлавливать» и оперативно реагировать на сбои в ценообразовании или закупках, вовремя отказываться от неэффективных направлений и, в конечном счете, увеличить вашу прибыль.

5) Переплачивать сотрудникам. Выстраивайте систему мотивации в связке со стратегией продаж. Например, если ваша цель — не просто продавать, а еще и зарабатывать на этом, неразумно «привязывать» бонус сотрудника к сумме сделки. «Привяжите» его к прибыли, которую компания заработает на этой сделке.

6) Жить не по средствам. При вдумчивом подходе почти всегда найдутся расходы, сокращение которых не причинит ущерба бизнесу. Зато позволит увеличить прибыль при том же объеме продаж. Слишком просторный или дорогой офис, неэффективные сотрудники или подрядчики, «дорогие» кредиты и так далее. При этом важно не рубить сплеча, а тщательно проанализировать возможные риски от сокращения каждой конкретной статьи.

7) Экономить на финансовой службе. Бывает, что финансовая служба компании ограничивается бухгалтером, который готовит отчетность для налоговой и отвечает за платежи. С помощью финансового менеджмента можно нарастить прибыль и повысить финансовую устойчивость бизнеса. Поэтому выстраивание финансовой функции — не излишество, а стратегическая задача каждой компании.

Удобный отчет для контроля денег в малом бизнесе

С чего начать предпринимателю, который хочет контролировать финансы в своем бизнесе?

Часто в микро- и малом бизнесе финансовую информацию сводит сам владелец. Или пытается регулярно сводить месяц-другой, а потом бросает эту затею за недостатком времени.

Самый лучший помощник в такой ситуации — старый добрый Excel или Гугл Таблицы, на базе которых можно создать несложную учетную модель.

Начать внедрение финансового учета проще всего с отчёта о движении денег. Это базовый отчет для любой компании, который показывает, сколько в бизнесе денег и на какие цели они расходуются. Все, что нужно, — регулярно вносить в специальную форму данные по платежам, а модель автоматически «разнесет» их по статьям и сформирует наглядный отчет.

Попробовать можно тут https://docs.google.com/spreadsheets/d/1uoJGzZ6fF7SxTtW_FfCwtMvfA5XnAfobX5ATcQdliWg/edit#gid=2120092667

7 признаков хорошего финансового директора

1) Вы понимаете, сколько денег приносит (или отнимает) каждый конкретный проект, продукт, магазин или бизнес-направление, поэтому вы всегда контролируете ситуацию.
Что это значит: в компании настроен управленческий учет.

2) Вы получаете аналитику по результатам работы компании менее чем за час с момента запроса.
Что это значит: управленческий учет в компании не просто настроен, но и автоматизирован.

3) У вас не бывает кассовых разрывов и вам не приходиться экстренно занимать деньги под грабительские проценты.
Что это значит: в компании налажена платежная дисциплина и оптимизированы условия расчетов с партнерами.

4) Просроченная задолженность заказчиков перед вами стремится к нулю.
Что это значит: в компании внедрена система управления дебиторской задолженностью.

5) Вы точно знаете, на сколько компания недовыполняет или перевыполняет план по ключевым показателям и почему.
Что это значит: в компании настроено бюджетирование и ведется план-фактный анализ.

6) Вас не пугают налоговые проверки и вы знаете сумму своих налоговых рисков.
Что это значит: в компании налажено налоговое планирование и регулярно проводится внутренний налоговый мониторинг.

7) Вы четко понимаете, как ваши управленческие решения повлияют на финансовые результаты бизнеса и его стоимость.
Что это значит: в компании разработана стратегическая финансовая модель, которая помогает просчитывать варианты развития событий.