Регулярно публикуем полезные материалы по финансам. Подпишитесь, чтобы не пропустить.
Мы — профессиональные финансисты с опытом работы в «большой четверке», Евросети и ВТБ. Помогаем среднему и малому бизнесу наладить контроль финансов и эффективно решать любые финансовые проблемы.

Блог

2 заметки с тегом

#расходы

Как посчитать доходность бизнеса?

Предлагаем разобрать один из главных вопросов собственника — «Какова доходность моего бизнеса?».

Начнем с того, что предприниматели часто путают понятие «прибыль» и «остаток денег на счете». Нужно уяснить абсолютно четко — деньги на счете вашей компании совсем не обязательно ваши. И путаница в этом вопросе чревата кассовыми разрывами, а в особо тяжелых случаях — даже банкротством. Представьте ситуацию: ваш интернет-магазин получил заказ на партию футболок и 100%-ю предоплату — 10 тысяч рублей. Вы продаете с хорошей наценкой — и размещаете заказ на общую сумму 5 тысяч рублей у поставщика, с которым у вас еще и договоренность о 50%-й рассрочке. И платите ему 2,5 тысячи рублей аванса. На вашем счете остается 7,5 тысяч рублей, которые вы на радостях на что-то тратите. Но новых заказов пока нет, а поставщик внезапно вернул деньги за заказ — какие-то проблемы на производстве. И вот у вас на руках только 2,5 тысячи рублей, а клиент ругается и требует вернуть ему его 10 тысяч. На маленьких суммах звучит не очень страшно, но в реальной жизни такая ситуация может погубить бизнес.

Разберемся. Ваша прибыль по этой сделке составит 5 тысяч рублей, т. е. цена продажи (10 тысяч) минус цена закупки (5 тысяч). Однако вашими эти деньги станут только после того, как клиент примет товар. До тех пор 10 тысяч предоплаты — это ваш долг перед клиентом. А 2,5 тысячи, уплаченные поставщику, — его долг перед вами, до тех пор, пока он не пришлет вам футболки. Как только прислал — доплачиваете ему 2,5 тысячи и можете смело тратить остаток. В этом и есть принципиальная разница между текущим остатком денег на вашем счете в 7,5 тысяч рублей и вашей ПРИБЫЛЬЮ в 5 тысяч рублей, которую вы получите в свое полное распоряжение только после того, как исполните обязательства перед поставщиком и клиентом.

Теперь, собственно, о доходности бизнеса. Допустим, вы вложили 10 тысяч собственных рублей в создание интернет-магазина футболок и еще 10 — в его продвижение. Ваша прибыль по итогу составила 5 тысяч рублей. Как посчитать отдачу на ваши вложения? Нужно взять прибыль и разделить ее на общую сумму ваших инвестиций — 20 тысяч рублей. Получаем 25% — достойный результат, особенно если сравнить его с доходностью, например, по банковскому депозиту — 7-8% годовых. А вот если бы прибыль была ниже, например, не 5, а 1 тысяча рублей, результат был бы печальным — всего 5% доходности, выгоднее отнести деньги в банк и не дергаться.

Это был очень простой пример из трех цифр. На практике, когда бизнес работает продолжительное время с множеством клиентов и поставщиков, с разными условиями оплаты, для контроля и оценки обязательно понадобится управленческая отчетность. О ней расскажем в следующий раз, не переключайтесь!

2017   #ошибки   #расходы   #учет   #эффективность

Как сократить расходы компании?

Пример в цифрах: при 20%-ной рентабельности бизнеса сокращение затрат всего на 5% даст такой же прирост прибыли, как увеличение продаж на 20%. Чем ниже текущая рентабельность, тем эффект будет больше.

1) Анализируем управленческую отчетность. Каждую статью расходов смотрим в динамике за последние 2-3 года. Самые крупные и быстрорастущие — рассматриваем особенно тщательно, разбираемся в причинах роста и пользе для бизнеса. Пример — увеличение расходов на персонал из-за неверно выстроенной системы мотивации, привязка бонусов к объему продаж, без контроля рентабельности сделок.

2) Выясняем, какие расходы можно сократить без ущерба для выручки. Самые очевидные — аренда офиса (можно переехать в офис попроще или попросить скидку у нынешнего арендодателя), обучение административного персонала и корпоративные мероприятия, низкоэффективные каналы рекламы и т. п.

3) Анализируем возможности сокращения ФОТ или пересмотра договорных условий с поставщиками. Но тут нужна осторожность: например, получение скидки от поставщика в обмен на уменьшение рассрочки может быть экономически не оправдано.

4) Если в компании есть несколько направлений бизнеса или сеть офлайновых точек продаж — разбираемся с прибыльностью каждого сегмента или магазина. Когда обнаруживаем убыточные — выясняем причины и, если нет возможности оперативно изменить ситуацию, ставим вопрос о закрытии.

5) Перед тем, как претворить в жизнь задуманные сокращения, стоит их протестировать с помощью финансовой модели. Финансовая модель покажет изменение выручки, налогов и чистой прибыли с учетом планируемой оптимизации и задаст ориентиры для корректировки бюджета компании.