Регулярно публикуем полезные материалы по финансам. Подпишитесь, чтобы не пропустить.
Мы — профессиональные финансисты с опытом работы в «большой четверке», Евросети и ВТБ. Помогаем среднему и малому бизнесу наладить контроль финансов и эффективно решать любые финансовые проблемы.

Блог

4 заметки с тегом

#эффективность

Как посчитать доходность бизнеса?

Предлагаем разобрать один из главных вопросов собственника — «Какова доходность моего бизнеса?».

Начнем с того, что предприниматели часто путают понятие «прибыль» и «остаток денег на счете». Нужно уяснить абсолютно четко — деньги на счете вашей компании совсем не обязательно ваши. И путаница в этом вопросе чревата кассовыми разрывами, а в особо тяжелых случаях — даже банкротством. Представьте ситуацию: ваш интернет-магазин получил заказ на партию футболок и 100%-ю предоплату — 10 тысяч рублей. Вы продаете с хорошей наценкой — и размещаете заказ на общую сумму 5 тысяч рублей у поставщика, с которым у вас еще и договоренность о 50%-й рассрочке. И платите ему 2,5 тысячи рублей аванса. На вашем счете остается 7,5 тысяч рублей, которые вы на радостях на что-то тратите. Но новых заказов пока нет, а поставщик внезапно вернул деньги за заказ — какие-то проблемы на производстве. И вот у вас на руках только 2,5 тысячи рублей, а клиент ругается и требует вернуть ему его 10 тысяч. На маленьких суммах звучит не очень страшно, но в реальной жизни такая ситуация может погубить бизнес.

Разберемся. Ваша прибыль по этой сделке составит 5 тысяч рублей, т. е. цена продажи (10 тысяч) минус цена закупки (5 тысяч). Однако вашими эти деньги станут только после того, как клиент примет товар. До тех пор 10 тысяч предоплаты — это ваш долг перед клиентом. А 2,5 тысячи, уплаченные поставщику, — его долг перед вами, до тех пор, пока он не пришлет вам футболки. Как только прислал — доплачиваете ему 2,5 тысячи и можете смело тратить остаток. В этом и есть принципиальная разница между текущим остатком денег на вашем счете в 7,5 тысяч рублей и вашей ПРИБЫЛЬЮ в 5 тысяч рублей, которую вы получите в свое полное распоряжение только после того, как исполните обязательства перед поставщиком и клиентом.

Теперь, собственно, о доходности бизнеса. Допустим, вы вложили 10 тысяч собственных рублей в создание интернет-магазина футболок и еще 10 — в его продвижение. Ваша прибыль по итогу составила 5 тысяч рублей. Как посчитать отдачу на ваши вложения? Нужно взять прибыль и разделить ее на общую сумму ваших инвестиций — 20 тысяч рублей. Получаем 25% — достойный результат, особенно если сравнить его с доходностью, например, по банковскому депозиту — 7-8% годовых. А вот если бы прибыль была ниже, например, не 5, а 1 тысяча рублей, результат был бы печальным — всего 5% доходности, выгоднее отнести деньги в банк и не дергаться.

Это был очень простой пример из трех цифр. На практике, когда бизнес работает продолжительное время с множеством клиентов и поставщиков, с разными условиями оплаты, для контроля и оценки обязательно понадобится управленческая отчетность. О ней расскажем в следующий раз, не переключайтесь!

2017   #ошибки   #расходы   #учет   #эффективность

Как сократить расходы компании?

Пример в цифрах: при 20%-ной рентабельности бизнеса сокращение затрат всего на 5% даст такой же прирост прибыли, как увеличение продаж на 20%. Чем ниже текущая рентабельность, тем эффект будет больше.

1) Анализируем управленческую отчетность. Каждую статью расходов смотрим в динамике за последние 2-3 года. Самые крупные и быстрорастущие — рассматриваем особенно тщательно, разбираемся в причинах роста и пользе для бизнеса. Пример — увеличение расходов на персонал из-за неверно выстроенной системы мотивации, привязка бонусов к объему продаж, без контроля рентабельности сделок.

2) Выясняем, какие расходы можно сократить без ущерба для выручки. Самые очевидные — аренда офиса (можно переехать в офис попроще или попросить скидку у нынешнего арендодателя), обучение административного персонала и корпоративные мероприятия, низкоэффективные каналы рекламы и т. п.

3) Анализируем возможности сокращения ФОТ или пересмотра договорных условий с поставщиками. Но тут нужна осторожность: например, получение скидки от поставщика в обмен на уменьшение рассрочки может быть экономически не оправдано.

4) Если в компании есть несколько направлений бизнеса или сеть офлайновых точек продаж — разбираемся с прибыльностью каждого сегмента или магазина. Когда обнаруживаем убыточные — выясняем причины и, если нет возможности оперативно изменить ситуацию, ставим вопрос о закрытии.

5) Перед тем, как претворить в жизнь задуманные сокращения, стоит их протестировать с помощью финансовой модели. Финансовая модель покажет изменение выручки, налогов и чистой прибыли с учетом планируемой оптимизации и задаст ориентиры для корректировки бюджета компании.

2017   #бизнесу   #расходы   #финансы   #эффективность

Распространенные финансовые ошибки в бизнесе

1) Судить о результатах работы компании по остатку денег на счете. Деньги на счете — это не прибыль. Простой пример: вы можете работать в убыток, но при этом оставаться в плюсе по деньгам. До тех пор, пока не придется оплачивать накопившиеся счета.

2) Бесплатно кредитовать клиентов. Каждый раз, когда вы соглашаетесь на отсрочку оплаты — вы помогаете клиенту стать немного богаче за ваш счет. А если еще и даете скидку — перевес точно не на вашей стороне. Помните об этом и старайтесь по возможности «зашивать» стоимость отсрочки в цену договора. Обязательно контролируйте оплату, а еще лучше — поставьте клиентскому отделу KPI на снижение просроченной задолженности клиентов.

3) Переплачивать за ненужные кредиты. Кредиты для бизнеса хороши, когда компания оформляет их заранее, на выгодных для себя условиях, а не в последний момент, когда нечем платить по счетам. Срочный кредит — всегда дорогой, и компании, которые прибегают к нему, часто платят за свою беспечность и плохую финансовую дисциплину. Планируйте денежные потоки, ведите бюджет и платежный календарь, формируйте резерв на непредвиденные расходы, чтобы чувствовать себя увереннее и не платить лишнего.

4) «Замыливать» убыточные направления бизнеса. Регулярно анализируйте вклад отдельных товарных групп / торговых точек / направлений бизнеса в общую прибыль компании. Это позволит вам «отлавливать» и оперативно реагировать на сбои в ценообразовании или закупках, вовремя отказываться от неэффективных направлений и, в конечном счете, увеличить вашу прибыль.

5) Переплачивать сотрудникам. Выстраивайте систему мотивации в связке со стратегией продаж. Например, если ваша цель — не просто продавать, а еще и зарабатывать на этом, неразумно «привязывать» бонус сотрудника к сумме сделки. «Привяжите» его к прибыли, которую компания заработает на этой сделке.

6) Жить не по средствам. При вдумчивом подходе почти всегда найдутся расходы, сокращение которых не причинит ущерба бизнесу. Зато позволит увеличить прибыль при том же объеме продаж. Слишком просторный или дорогой офис, неэффективные сотрудники или подрядчики, «дорогие» кредиты и так далее. При этом важно не рубить сплеча, а тщательно проанализировать возможные риски от сокращения каждой конкретной статьи.

7) Экономить на финансовой службе. Бывает, что финансовая служба компании ограничивается бухгалтером, который готовит отчетность для налоговой и отвечает за платежи. С помощью финансового менеджмента можно нарастить прибыль и повысить финансовую устойчивость бизнеса. Поэтому выстраивание финансовой функции — не излишество, а стратегическая задача каждой компании.

7 признаков хорошего финансового директора

1) Вы понимаете, сколько денег приносит (или отнимает) каждый конкретный проект, продукт, магазин или бизнес-направление, поэтому вы всегда контролируете ситуацию.
Что это значит: в компании настроен управленческий учет.

2) Вы получаете аналитику по результатам работы компании менее чем за час с момента запроса.
Что это значит: управленческий учет в компании не просто настроен, но и автоматизирован.

3) У вас не бывает кассовых разрывов и вам не приходиться экстренно занимать деньги под грабительские проценты.
Что это значит: в компании налажена платежная дисциплина и оптимизированы условия расчетов с партнерами.

4) Просроченная задолженность заказчиков перед вами стремится к нулю.
Что это значит: в компании внедрена система управления дебиторской задолженностью.

5) Вы точно знаете, на сколько компания недовыполняет или перевыполняет план по ключевым показателям и почему.
Что это значит: в компании настроено бюджетирование и ведется план-фактный анализ.

6) Вас не пугают налоговые проверки и вы знаете сумму своих налоговых рисков.
Что это значит: в компании налажено налоговое планирование и регулярно проводится внутренний налоговый мониторинг.

7) Вы четко понимаете, как ваши управленческие решения повлияют на финансовые результаты бизнеса и его стоимость.
Что это значит: в компании разработана стратегическая финансовая модель, которая помогает просчитывать варианты развития событий.

2017   #бизнесу   #учет   #финансовыйдиректор   #финансы   #эффективность